Обжорство (чревоугодие; греч. gasterimargia) — неумеренность и жадность в еде, доводящая человека до скотского состояния. Один из семи смертных грехов (грех против второй заповеди). Обжорство является одной из форм более широкого порока — сластолюбия.
В античности считалось, что обжорство вызывает как телесное страдание, так и страдание души, так как предмет радости сластолюбца не является истинным благом. Борьба с пороком обжорства предполагает не столько волевое подавление позывов к пище, сколько размышление о её истинном месте в жизни. В современной европейской культуре обжорство определяется скорее медицинскими предписаниями, чем нравственными соображениями.
В современном западном обществе, согласно статистике, 50 %[источник?] страдают избыточным весом — полмиллиарда людей. Этот факт даёт основания считать «цивилизованное общество» — обществом «обжор».
Алчность, корыстолюбие, стяжательство, жадность (греч. filarguria) — жажда приобретательства.
Алчность (лат. avaritia) — в христианской этике один из семи смертных грехов, поскольку приводит к умножению забот и попечений, ко внутренней злобе и замкнутости, а также непрестанно провоцирует страх утраты и гнев на возможных конкурентов и завистников.
С ней связана жадность (любостяжание), что осуждается во всех народах.
Согласно Иоанну Лествичнику, против алчности враждует грех уныния и добродетель нестяжания
Зависть — желание, чтобы кто-либо не располагал тем, чего сам завистливый не имеет в такой же или большей степени (количестве) (см. Смертный грех).
Зависть — огорчение по поводу успеха и благополучия других людей. Запрет на зависть содержится уже у Моисея в последней из десяти заповедей.
Зависть, или недоброжелательство - один из семи смертных грехов (лат. invidia), поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка.
Зависть противоречит христианским добродетелям - великодушию и состраданию.
Зависть родственна унынию, однако отличается предметностью.
Зависть усиливает влиния грехов гнева, алчности и уныния.
[править] Понятие Зависти в Каббале
Зависть в Каббале считается одним из самых сильных средств духовного продвижения. Как сказано, «Зависть, страсти и почести вытаскивают человека из этого мира» (Талмуд, Пиркей Авот 4:28). Не обладая завистью, человек никогда бы не приподнялся в своих желаниях над животным уровнем, никогда бы не устремился к Творцу. Но необходимо следовать двум условиям.
Во-первых, завидовать хорошему - духовному устремлению других людей, их духовной мудрости. «Зависть мудрецов приумножает мудрость» (Талмуд, трактат Бава Батра, часть 2, стр. 21).
Во-вторых, зависть должна быть не «черной», когда человек желает, чтобы и у другого не было того, чего у него нет, а «белой», - когда он стремится достичь не менее того, чего достиг другой, и благодарен ему за возможность ощутить новые наслаждения и устремления.
Бааль Сулам пишет в предисловии к книге Ари «Древо жизни»:
По своей природе завистник всеобъемлющ, он охватывает всю действительность во все времена, поскольку таков закон зависти: если бы не увидел человек какой-либо вещи у друга, совсем не возникло бы у него желания к ней. И находим, что ощущение нехватки чего-то происходит не потому, что у него нет чего-то, а потому, что есть у его друга, и таковы все дети Адама и Евы во всех поколениях, и нет конца этой действующей силе, и так становится человек пригодным для исполнения своего великого и возвышенного предназначения. [1]
Уны́ние (лат. acedia) — состояние беспредметного недовольства, обиды, безнадёжности и разочарованности, сопровождающееся общим упадком сил.
В тяжелых случаях может привести к депрессии.
В христианстве уныние — один из семи смертных грехов. По словам Иоанна Лествичника, уныние есть «оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив» (Лествица 13:2).
Гнев — фундаментальная эмоция с яркой вегетативной реакцией: кровь «кипит», лицо «горит», мышцы напряжены.
Слово «гнев» в русском языке обозначает целую гамму чувств, психологических состояний и форм. Среди них — раздражительность, обида, досада, ярость и т. п. Нередко гнев берет своё начало от ложно понятой справедливости. В христианстве гнев считается одним из семи смертных грехов.
Главная причина гнева — гордыня.
Человек, который поддаётся гневу, чувствует себя обиженным или раздраженным, находится в постоянной опасности совершить ужасные поступки и причиняет вред себе и другим. "Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его" (Притч. 29:11). "Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев; ибо гнев человека не творит правды Божией"(Иак. 1:19-20).
Однако, не всякий гнев греховен. Словом "гнев" Библия часто обозначает несколько разных чувств. Например:
• Моисей воспламенился гневом, когда увидел Отступничество народа (Исх. 32:19).
• Исцелив человека с больной рукой, Иисус "воззрел с гневом" на фарисеев (Мк. 3:5), потому что увидел их упрямство.
• В отрывке об очищении храма не сказано прямо о том, что Иисус гневался, но это подразумевается (Мк. 11:15,17).
• Порой гнев испытывают при виде греха: "Гневаясь, не согрешайте" (Еф. 4:26).
Писание призывает держать себя в руках
"Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его" (Притч. 29:11). Каждый человек имеет право выражать свое мнение и имеет право, чтобы к нему относились с уважением - не унижали его. Христианину нужно быть предельно осторожным в проявлении своих чувств
Не следует путать с Гордостью
Горды́ня (лат. superbia) или Высокомерие — желание считать себя самостоятельной и единственной причиной всего хорошего, что есть в тебе и вокруг тебя.
Если бы нас не одолевала гордыня, мы не жаловались бы на гордыню других.
Франсуа Ларошфуко
Содержание [убрать]
1 Представления о гордыне
1.1 В иудаизме
1.2 В христианстве
1.3 Гордыня в синтоизме
[править] Представления о гордыне
[править] В иудаизме
По словам еврейских мудрецов, есть качества, в которых нельзя человеку вести себя средне, но должен отдалиться в сторону одной из крайностей — например, гордыня, когда недостаточно человеку быть просто скромным, но должен быть смиренным, очень скромным. Поэтому не сказано о Моисее просто «скромный», а «кротчайший из всех людей на земле» (Чис.12:3). И по той же причине указали мудрецы: «Будь очень, очень смиренным». И ещё сказали, что каждый, кто возвышает сердце своё, отрицает основы веры, как сказано: «смотри, чтобы не надмилось сердце твоё и не забыл ты Господа, Бога твоего» (Втор.8:14).
[править] В христианстве
В христианстве гордыня является самым тяжким из семи смертных грехов и считается, что именно он привёл к падению Люцифера, ставшего Сатаной.
Гордыня отличается от простой гордости тем, что обуянный гордыней грешник гордится своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от Него. При крайнем проявлении гордыни грешник, даже осознавая другие свои грехи, может судить себя сам, подобно Иуде Искариоту, беря на себя то, что вправе лишь Бог, и совершать грех самоубийства. Согласно ряду работ христианских теологов, именно гордыня окончательно определила место Иуды в аду, поскольку даже после своего предательства он мог покаяться перед Господом[источник?].
Для укрощения гордыни используются различные методы, в числе и жизнь за счёт подаяния[источник?].
[править] Гордыня в синтоизме
…Гордость заслоняет Бога. Если вы надеетесь на небесную помощь, откажитесь от своей гордости; каждая частица гордости заслоняет спасительный свет, как огромная туча. Если в вашей душе нет праведности, бесполезно молиться о том, что есть за пределами вашей души. "Если я слышу ваши молитвы, то это потому, что вы предстаёте передо мной с чистым сердцем, свободным от лжи и лицемерия, с душой, отражающей истину, как зеркало.[
я извиняюсь, здесь не все, да и неудачно как-то. там иногда такая, я извиняюсь, х****... поэтому тупо скопировала, как было. здесь похоти нет. н щас, подождите, еще поищу