Зависть (ревность)
Зависть и подобные ей переживания, как правило, не вызывают никаких активных действий. Это «внутренние» чувства. Опасно, когда они переходят в агрессивную стадию.
- Зависть возникла в ходе эволюции как биологически необходимая реакция нашего сознания на различия между отдельными людьми в степени их эволюционной «продвинутости», - говорит старший научный сотрудник Центра генетических исследований Ирина ЮРЬЕВА. - Ведь в зависти есть элемент мотивации: ты завидуешь, и это толкает тебя на новые свершения, новые достижения. А ревность позволяет отстоять свое право на объект любви или добиться его.
ИТОГ: нет ничего порочащего в желании переплюнуть своих конкурентов - не важно, бизнес это или личная жизнь. И если без зависти ты бы и с места не сдвинулся, то, завидуя, ты горы готов свернуть.
Зависть — желание, чтобы кто-либо не располагал тем, чего сам завистливый не имеет в такой же или большей степени (количестве).
Зависть — огорчение по поводу успеха и благополучия других людей. Запрет на зависть содержится уже у Моисея в последней из десяти заповедей.
Зависть, или недоброжелательство - один из семи смертных грехов (лат. invidia), поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка.
Зависть противоречит христианским добродетелям - великодушию и состраданию.
Зависть родственна унынию, однако отличается предметностью.
Зависть усиливает влиния грехов гнева, алчности и уныния.
Понятие Зависти в Каббале:
Зависть в Каббале считается одним из самых сильных средств духовного продвижения. Как сказано, «Зависть, страсти и почести вытаскивают человека из этого мира» (Талмуд, Пиркей Авот 4:28). Не обладая завистью, человек никогда бы не приподнялся в своих желаниях над животным уровнем, никогда бы не устремился к Творцу. Но необходимо следовать двум условиям.
Во-первых, завидовать хорошему - духовному устремлению других людей, их духовной мудрости. «Зависть мудрецов приумножает мудрость» (Талмуд, трактат Бава Батра, часть 2, стр. 21).
Во-вторых, зависть должна быть не «черной», когда человек желает, чтобы и у другого не было того, чего у него нет, а «белой», - когда он стремится достичь не менее того, чего достиг другой, и благодарен ему за возможность ощутить новые наслаждения и устремления.
Бааль Сулам пишет в предисловии к книге Ари «Древо жизни»:
По своей природе завистник всеобъемлющ, он охватывает всю действительность во все времена, поскольку таков закон зависти: если бы не увидел человек какой-либо вещи у друга, совсем не возникло бы у него желания к ней. И находим, что ощущение нехватки чего-то происходит не потому, что у него нет чего-то, а потому, что есть у его друга, и таковы все дети Адама и Евы во всех поколениях, и нет конца этой действующей силе, и так становится человек пригодным для исполнения своего великого и возвышенного предназначения.